Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Антикоррупционная политика учреждения

ГлавнаяДокументыПротиводействие коррупцииАнтикоррупционная политика учреждения
ГлавнаяДокументыПротиводействие коррупцииАнтикоррупционная политика учреждения

Антикоррупционная политика государственного казенного учреждения «Ресурсный центр развития технологий социального обслуживания и поддержки поставщиков социальных услуг» 

  1. Общие положения 

1.1. Настоящая антикоррупционная политика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о противодействии и предупреждении коррупции, и является базовым документом государственного казенного учреждения «Ресурсный центр развития технологий социального обслуживания и поддержки поставщиков социальных услуг» (далее - учреждение).

Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждении, а также соблюдение норм антикоррупционного законодательства работниками учреждения.

1.2. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией, составляющим правовую основу настоящей антикоррупционной политики является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ                «О противодействии коррупции».

1.3. Сведения о проводимых в учреждении мероприятиях антикоррупционной направленности, реализуемых в рамках настоящей политики, закреплены в Плане мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений.

1.4. При выявлении необходимости внедрения в работу учреждения иных, наиболее эффективных положений настоящей антикоррупционной политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий, либо при изменении требований законодательства учреждение осуществляет работу по пересмотру и изменению настоящей политики или антикоррупционных мероприятий.

  1. Цели и задачи

2.1. Антикоррупционная политика отражает приверженность работников учреждения высоким этическим стандартам, а также их стремление к усовершенствованию организационной культуры, следованию лучшим практикам управления и поддержанию деловой репутации работников на должном уровне.

2.2. Учреждение ставит перед собой цели:

  • предупреждение коррупции в учреждении; 
  • обеспечение ответственности за коррупционные проявления;
  • формирование антикоррупционного сознания у работников.

2.3. Достижение целей политики в учреждении осуществляется путем реализации следующих задач:

  • формирование у работников единообразного понимания позиции учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
  • минимизация риска вовлечения работников учреждения в коррупционную деятельность;
  • обеспечение ответственности за коррупционные проявления;
  • мониторинг эффективности мер антикоррупционной политики;
  • установление обязанности работников учреждения знать и соблюдать требования настоящей политики, ключевые нормы антикоррупционного законодательства. 
  1. Термины и определения

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.       № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. 

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. 

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации). 

  1. Основные принципы антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика учреждения основана на следующих ключевых принципах:

4.1. Принцип соответствия антикоррупционной политики действующему законодательству РФ и общепринятым нормам. Настоящая антикоррупционная политика соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению. 

4.2. Принцип непринятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении трудовой деятельности во взаимодействии с организациями всех форм собственности, представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий, своими работниками и иными лицами.

4.3. Принцип личного примера: директор учреждения, его заместители, главный бухгалтер формируют этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая личный пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников. 

4.4. Принцип вовлеченности работников. Организация деятельности по информированию работников о положениях антикоррупционного законодательства, привлечение их к участию в формировании и реализации антикоррупционных процедур.

4.5. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. В учреждении разработаны и выполняются комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, ее директора и работников в коррупционную деятельность. 

4.6. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. В учреждении применяют такие антикоррупционные мероприятия, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат. 

4.7. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность директора за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

4.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на деятельность учреждения, учреждением осуществляет мониторинг внедрения мероприятий по предотвращению коррупции и контроль их соблюдения, а при необходимости их усовершенствование. 

  1. Область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие

5.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики учреждения, являются работники, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых трудовых функций, и на других лиц, с которыми учреждение вступает в договорные отношения. 

  1. Организационные основы противодействия коррупции

6.1. Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции в Учреждении, осуществляет заместитель директора.

6.2. Заместитель директора:

  • разрабатывает проекты локальных актов по вопросам противодействия коррупции;
  • осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий;
  • принимает заявления о фактах коррупционных проявлений работниками Учреждения для последующего их направления в правоохранительные органы;
  • осуществляет деятельность по организации мероприятий по антикоррупционной пропаганде и правового воспитания работников Учреждения;
  • осуществляет контроль за соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка;
  • подготавливает документы и материалы для привлечения работников Учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушения антикоррупционной политики учреждения;
  • взаимодействует с правоохранительными органами, с органами государственной власти, органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, также с гражданами и институтами гражданского общества.
  • ведет журнал регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения работников Учреждения к совершению коррупционных правонарушений, а также о фактах коррупционного поведения работников Учреждения.
  1. Оценка коррупционных рисков

7.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды учреждением.

7.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

  1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций

8.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами: от реинжиниринга соответствующей коррупционно-опасной функции до введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

  • к данным мероприятиям можно отнести: перераспределение функций между структурными подразделениями внутри организации; использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция); совершенствование механизма отбора работников для включения в состав комиссий, рабочих групп. 

8.2. В целях предотвращения совершения работниками коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию антикоррупционных мероприятий в учреждении организована деятельность по проведению внутреннего контроля за исполнением работниками своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий. При этом проверочные мероприятия должны проводиться и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности в средствах массовой информации. 

8.3. В целях недопущения реализации в конкретных управленческих процессах коррупционно-опасных функций в учреждении функционирует План по минимизации установленных коррупционных рисков (далее - План по минимизации коррупции. 

  1. Выявление и урегулирование конфликта интересов

9.1. С целью установления порядка выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающего у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в учреждении реализуется Положение «О конфликте интересов и Положение «О комиссии по урегулированию конфликта интересов».

9.2. С целью координации деятельности ГКУ «РЦРТСОиППСУ» по вопросам противодействия коррупции в учреждении разработано Положение «Об антикоррупционной комиссии». 

  1. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы учреждения

10.1. Для внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру в учреждении применяется Кодекс этики и служебного поведения работников учреждения.

10.2. В кодекс этики включены положения, устанавливающие правила и стандарты поведения работников, затрагивающие общую этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников, а также правила и процедуру внедрения в практику деятельности учреждения.

  1. Определение и закрепление обязанностей работников и учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

11.1. Обязанности работников учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников учреждения или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

11.2. Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции следующие:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения; 
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать                              в совершении коррупционного правонарушения в интересах или                    от имени учреждения;
  • повышать прозрачность оказания услуг посредством доведения до граждан информации о перечне и содержании бесплатных и платных медицинских и социальных услуг;
  • исключение конфликта интересов, при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способные привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
  • исходя из требований, предусмотренных Федеральным законом                     от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязан уведомлять в установленном порядке руководство, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушениях.
  • соблюдает положения 575 статьи Гражданского кодекса РФ, устанавливающей запрет на дарение.

11.3. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в учреждении:

  • руководства учреждения;
  • лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 
  • работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
  • лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.

11.4. Общие и специальные обязанности включаются в должностные инструкции работников. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в должностной инструкции работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания за их неисполнение.

11.5. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения. Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в Положении об информировании работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений.

  1. Профилактика коррупции

12.1. Профилактика коррупции в учреждении осуществляется путем применения следующих основных мер: 

  • формирование в учреждении нетерпимости к коррупционному поведению; 
  • формирование высокого правосознания и правовой культуры работников. 

12.2. Антикоррупционная направленность правового формирования основана на повышении у работников позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формированию гражданской позиции в отношении коррупции, негативного отношения к коррупционным проявлениям, представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений. 

12.3. Основными формами реализации правового формирования антикоррупционного сознания являются антикоррупционная пропаганда, проведение совещаний антикоррупционной направленности. 

12.4. Антикоррупционная пропаганда - важное условие противодействия коррупции. Она включает в себя проведение мероприятий по организации антикоррупционного образования, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения. К задачам антикоррупционной пропаганды относятся ознакомление с сутью, причинами, последствиями коррупции, поощрение нетерпимости к проявлениям коррупции, демонстрирование возможности борьбы с коррупцией. Наглядным методом антикоррупционной пропаганды в учреждении является размещение в общедоступном месте информационного стенда. 

12.5. В учреждении проводятся общие собрания трудового коллектива, на которых работникам разъясняются основные положения действующего законодательства о противодействии коррупции, доводится информация о недопустимости совершения противоправных действий, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также общей нетерпимости работников к коррупционному поведению, обозначаются задачи по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

12.6. В целях организации деятельности по предупреждению коррупции в учреждении осуществляется антикоррупционная экспертиза локальных правовых актов, их проектов и иных документов в целях выявления коррупционных факторов и последующего устранения таких факторов. 

  1. Меры противодействия коррупции

13.1. В целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности в учреждении разработан комплекс мер по противодействию коррупции, который находит свое отражение в Плане по противодействию коррупции в учреждении, ежегодно утверждаемом директором учреждения. Разработка и внедрение Плана направлена на снижение коррупционных рисков, обусловленных спецификой функционирования учреждения. 

13.2. В учреждении проводится антикоррупционный мониторинг мер и мероприятий, проводимых в рамках Плана по противодействию коррупции, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения. 

13.3. Основными направлениями антикоррупционной экспертизы является: 

  • обобщение и анализ результатов антикоррупционной экспертизы локально-нормативных документов учреждения;
  • изучение мнения трудового коллектива о состоянии коррупции в учреждении и эффективности принимаемых антикоррупционных мер; 
  • изучение и анализ принимаемых в учреждении мер по противодействию коррупции;
  • анализ публикаций о коррупции в средствах массовой информации. 

13.4. Учреждение взаимодействует с правоохранительными органами по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений. 

13.5. Учреждение организует и осуществляет мониторинг антикоррупционного законодательства и отслеживает вносимые в законодательные акты изменения.

13.6. В качестве одного из мероприятий по борьбе с коррупцией в учреждении закреплено внесение в договора с контрагентами антикоррупционной оговорки следующего содержания:

  • При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам, для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели. При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
  • В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение коррупционной направленности, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления, соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления.
  • В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Договор в соответствии с положениями настоящей статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения.
  1. Ответственность работников

14.1. В учреждении закреплено строгое соблюдение всеми работниками антикоррупционной политики и изданных локальных правовых актов.

Каждый работник, при заключении трудового договора ознакамливается под роспись с антикоррупционной политикой учреждения и локальными нормативными актами в сфере противодействия коррупции, изданными в учреждении.

14.2. Работники учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за нарушение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики. 

Приложения:

  1. Уведомление о склонении к совершению коррупционных нарушений;
  2. Журнал учета уведомлений о фактах обращения в целях склонения работников к коррупционным правонарушениям;
  3. План мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений;
  4. План по минимизации коррупции;
  5. Положение «О конфликте интересов работников»;
  6. Положение «О комиссии по урегулированию конфликта интересов»;
  7. Положение «Об антикоррупционной комиссии»;
  8. Кодекс Этики и служебного поведения работников учреждения;
  9. Положение «Об информировании работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений»;
  10. Перечень должностей и ответственных лиц с высоким коррупционным риском;
  11. Правила (порядок) обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
  12. Порядок защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях;
  13. Порядок взаимодействия (сотрудничества) с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  14. Памятка для сотрудников.

Скачать графическую версию документа

Приказ № 288-р Об утверждении Антикоррупционной политики ГКУ «РЦРТСОиППСУ» от 28.12.2021 г.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст