Положение об отделении социально-бытового обслуживания на дому
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения городского округа город Первомайск»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 28 декабря 2013г. До 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: Закона Нижегородской области «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» от 05.11.2014г. № 146-3; Постановления Правительства Нижегородской области от 08.08.2006 N 252 «О Порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», Постановления правительства Нижегородской области от 06.05.2015г. №268 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области»; Приказа Министерства социальной политики Нижегородской области № 414 от 30.06.2015г. «Об утверждении перечня комплексных социальных услуг с набором социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области и их структурными подразделениями», Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2016 № 217 (ред. от 09.06.2016) "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому".
1.2. Отделение социально - бытового обслуживания на дому (далее отделение) является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения городского округа г.Первомайск (далее Центр), которое входит в систему социальной защиты населения Нижегородской области, и
1.3. Предназначено для временного или постоянного оказания социально - бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, с целью создания условий для пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.
1.4. Отделение не обладает правами юридического лица, не имеет обособленного имущества, отдельного баланса, расчетного счета в банке, а также символики и печати.
1.5. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется на основании приказа директора по согласованию с Учредителем.
1.6. Деятельность отделения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Указами президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, государственными и региональными стандартами, указаниями и рекомендациями вышестоящих органов. Уставом учреждения, иными локальными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
1.7. Деятельность Отделения организуется в соответствии с государственным заданием и перспективными календарными планами работы.
1.8. Деятельность отделения строится на взаимодействии с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами и отдельными гражданами.
1.9. Руководство Отделением осуществляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности в соответствии с приказом директора Учреждения. На период отсутствия заведующего отделением, его обязанности возлагаются на назначаемого приказом директора учреждения специалиста.
1.10.Предоставление социальных услуг осуществляется штатными сотрудниками отделения, в соответствии со структурой и штатной численностью учреждения.
1.11.Режим труда и отдыха регулируется в отделении Правилами внутреннего распорядка учреждения.
1.12 Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность заведующего и сотрудников отделения регламентируются должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения.
1.13 Контроль за деятельностью отделения осуществляется заместителем директора и директором учреждения.
2. Задачи Социально-бытового отделения.
Социально-бытовое отделение создается для временного или постоянного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, с целью создания условий для пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.
Основными задачами Социально-бытового отделения являются:
а) учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
б) предоставление гражданам на дому социально-бытовых услуг в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в социально-бытовых, консультативных и иных услугах, оказываемых Социально-бытовым отделением, а также оказание по их желанию дополнительных социальных услуг, предоставляемых Центром;
в) осуществление мероприятий по предоставлению обслуживаемым гражданам льгот и преимуществ, установленных действующими законодательными и нормативными актами, с целью поддержания их личностного и социального статуса.
г) изучение передового опыта работы, новых технологий, форм и методов социального обслуживания населения и внедрение их в практику;
д) информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности отделения;
3. Категории граждан, обслуживаемые в Социально-бытовом отделении.
К категориям граждан, имеющих право на постоянное или временное социальное обслуживание в Социально-бытовом отделении относятся лица признанные в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в социальном обслуживании в виду частичной утраты способности к самообслуживанию:
а) неработающие одинокие граждане (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постороннем уходе;
б) неработающие одиноко проживающие граждане (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постороннем уходе, родственники, которых по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять за ними уход или ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход;
в) неработающие граждане (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) проживающие в семьях, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постороннем уходе, родственники, которых либо трудоспособные лица, проживающие с ними, либо лица, зарегистрированные на их жилплощади, по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять уход;
г) одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью, родственники которых по объективным причинам не имеют возможности осуществлять уход;
д) дети до 16 лет, проживающие совместно с принятыми на социальное обслуживание гражданами.
е) граждане, проживающие совместно с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, на обслуживание в Социально-бытовое отделение не принимаются.
4. Признание гражданина нуждающимся в социальных услугах и порядок приема граждан на обслуживание в социально-бытовое отделение.
Гражданин, желающий получить социальную услугу обращается с заявлением в Управление социальной защиты населения. В 5 -дневный срок комиссия УСЗН принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальных услугах и в течении 5 дней оформляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности :
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания. Травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- отсутствие возможности обеспечения ухода( в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствия попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, наличие насилия в семье;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан;
Гражданин, желающий получить социальную услугу обращается с заявлением в Управление социальной защиты населения. В 5 -дневный срок комиссия УСЗН принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальных услугах и в течении 5 дней оформляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг, либо принимает решение об отказе в социальном обслуживании. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме, решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.
Для зачисления на обслуживание в социально-бытовое отделение граждане предоставляют в Центр следующие документы:
- документ, подтверждающий личность гражданина(паспорт, свидетельство о рождении для лиц, недостигших 14-го возраста, справку об освобождении из мест лишения свободы для лиц освободившихся из мест лишения свободы, иные выдаваемые в установочном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
- личное заявление о предоставлении социальных услуг по форме утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 г. №159 н.
- документы, подтверждающие статус гражданина и предоставляющие ему льготы при оплате за социальные услуги, к ним относятся удостоверение ветерана труда , удостоверение ветерана труда Нижегородской области, удостоверение труженика тыла, удостоверение или справку вдовы УВОВ, справку об инвалидности, если человек имеет группу инвалидности, СНИЛС;
- справку о составе семьи из домоуправляющей организации, подтверждающую место регистрации гражданина и количество членом семьи .зарегистрированных с ним по данному адресу;
- медицинское заключение Клинико-Экспертной Комиссии, выданное учреждением здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в социально-бытовом отделении;
- справку о доходах за 12 месяцев предшествующих обращению;
- решение о признании гражданина пожилого возраста(инвалида) нуждающимся в социальном обслуживании;
- индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
В 5 дневный срок с момента получения документов Центр организует силами специалистов Срочного отделения обследование социально-бытовых условий проживания гражданина, его материального и семейного положения, по результатам которого составляется акт социально-бытового обследования гражданина;
Не позднее чем в 7 дневный срок со дня поступления заявления о предоставлении социальных услуг на дому, на основании представленных документов директор Центра принимает решение о зачислении гражданина на социально-бытовое обслуживание или выносит мотивированное решение об отказе.
При отсутствии мест в социально-бытовом отделении граждане ,нуждающиеся в получении социальных услуг, зачисляются в порядке существующей очередности с учетом прав на внеочередное предоставление социальных услуг.
При необходимости, на период до зачисления гражданина на обслуживание работниками Срочного отделения организуется патронаж гражданина.
5. Порядок и условия оплаты услуг, предоставляемых гражданам социально-бытового отделения.
Бесплатно комплексная социально-бытовая услуга на дому оказывается:
а) одиноким и одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения за предоставление социальной услуги (изменения размера платы за предоставление социальной услуги) (далее - на дату обращения), среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, либо не получающим доходов по религиозным убеждениям;
б) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
в) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
г) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения;
д) несовершеннолетним детям, проживающим совместно с принятыми на социальное обслуживание гражданами;
е) гражданам из числа лиц, указанных в пунктах "а"-"е" пункта 2 настоящего Порядка, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальная услуга форме социального обслуживания на дому независимо от среднедушевого дохода получателя социальных услуг предоставляются бесплатно(часть введена согласно изменениям на 29 .01.2016 г) :
а) Инвалидам Великой Отечественной войны;
б) Участникам ВОВ, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 «О ветеранах»
в) Одиноким ветеранам ВОВ, проживающим в сельских населенных пунктах, из числа(пункт введен согласно изменениям на 31.08.2016 г)
- лиц, проработавших на объектах противоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов а пределах тыловых нраниц действующих фронтов, членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств;
- лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.
Комплексная социально-бытовая услуга на дому за частичную плату оказывается:
а) одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 15 процентов от разницы между получаемым этими гражданами среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 5 процентов от размера их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 20 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 7 процентов от размера их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи составляет свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов среднедушевого дохода семьи;
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода;
д) одиноким и одиноко проживающим граждане трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
Комплексная социально-бытовая услуга на дому оказывается за полную плату:
а) одиноким гражданам, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 5 процентов от их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 7 процентов от их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более от 10 процентов среднедушевого дохода семьи.
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
Взимание платы за предоставление социальной услуги в форме социального обслуживания на дому осуществляется путем внесения наличных денежных средств получателем социальной услуги лично или его законным представителем в кассу государственного учреждения, являющегося поставщиком социальной услуги. При отсутствии возможности внесения денег лично в кассу деньги передаются заведующему отделением данного участка с выдачей подтверждающего оплату социальных услуг документа, оформленного на бланке строгой отчетности. Заведующий отделением сдает деньги в кассу по списку обслуживаемых определенного населенного пункта.
6. Организация работы Социально-бытового отделения.
6.1. Социально-бытовое отделение возглавляет заведующий отделением, имеющий профильное образование, назначаемый директором Центра.
6.2. Должность заведующего отделением вводится приказом директора Центра при условии укомплектования отделения не менее 90 процентов (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.04.2013 N 202)
6.3. Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
6.4. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:
а) 4 граждан, проживающих в неблагоустроенном жилищном фонде;
б) 8 граждан, проживающих в благоустроенном жилищном фонде (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.04.2013 N 202)
6.5. При формировании Социально-бытового отделения для обслуживания граждан, проживающих в домах с различной степенью благоустройства, общая численность обслуживаемых в отделении граждан определяется исходя из полного заполнения штатных единиц социальных работников в соответствии с нормативами.
6.6. К обслуживанию граждан могут привлекаться отдельные лица на условиях частичной занятости и оплаты труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
6.7. Периодичность посещения социальными работниками граждан, обслуживаемых на дому, определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости граждан в уходе (2 - 3 раза в неделю).
6.8. Территории обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличия в районе предприятий торговли и служб бытового обслуживания и утверждаются директором Центра.
6.9. Директор Центра своим приказом в пределах средств, выделяемых на содержание Социально-бытового отделения, может увеличить норму обслуживания отдельным социальным работникам без увеличения заработной платы в случае обслуживания социальным работником совместно проживающих граждан, в т.ч. супружеских пар, либо снизить норму обслуживания отдельным социальным работникам без уменьшения заработной платы в случае обслуживания социальным работником граждан, объективно нуждающихся в дополнительных посещениях.
6.10. На каждого гражданина, принятого на обслуживание в Социально-бытовое отделение, формируются личное дело, включающее документы, представленные гражданином при зачислении на обслуживание в Социально-бытовое отделение, акт социально-бытового обследования, договор.
7. Права поставщиков социальных услуг
7.1. Поставщики социальных услуг имеют право:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;
3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
7.2. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
8. Ответственность социально-бытового отделения
8.1. Отделение несет ответственность за:
- своевременное выполнение приказов, указаний Центра, территориального органа Управления социальной защиты населения г.о.г.Первомайска , Министерства социальной политики Нижегородской области в пределах компетенции отделения;
- своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на отделение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
8.2. Сотрудники отделения обязаны действовать исключительно в целях выполнения Положением задач и функций, соблюдать нормы профессиональной этики.
8.3. Все штатные работники отделения обязаны неукоснительно выполнять должностные обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, определенные директором Центра.
8.4. Заведующий отделением несет перед руководством Центра дисциплинарную ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение отделением возложенных на него функций, не использование прав в соответствии с действующим законодательством РФ.